В 2009-10 годах у меня был некоторый опыт удаленной работы программистом на основе почасовой оплаты. С тех пор я периодически задумывался над тем, сколько же реальных часов работы над кодом в день должен в среднем выдавать программист. На самом деле, этот вопрос, а точнее его последствия, актуален для любого формата работы: как офисной, так и удаленной, так и всего, что между. В "офисном" варианте оплачивается фиксированное время работы и задача в оптимизации реального времени в рамках этого интервала (гибкий график, уменьшение количества встреч и т.п.) Проблемой фриланс-варианта является то, что большинство заказчиков не понимают, что они должны платить не только за время реальной работы над кодом, но и за сопутствующие активности, типа ковыряния в носу, и/или не знают, какое должно быть соотношение этих активностей к собственно программированию.
И вот, на днях на хакерньюз я наткнулся на отличную статью профессиональной писательницы о повышении эффективности ее труда в 5 раз (с 2 до 10 тысяч слов в день). Фактически, ей удалось это сделать за счет выработки метода систематического вхождения в поток. А как все мы творческие работники знаем, поток — это залог эффективной работы*. Но, что в этой статье для меня было действительно важным — это то, что человек, добившийся такой эффективности, констатировал факт: собственно непрерывной работы у нее в среднем 4 часа в день — в самых удачных случаях до 7 — плюс 2 часа с утра, которые расходуются на подготовительную работу. А если вырабатывать больше, то эффективность начинает падать. Не говоря о том, что можно перегореть.
Это наблюдение совпадает и с моим опытом: у меня такое же количество (4-6) часов эффективного писания кода в день. В этом нет ничего удивительного, поскольку труд программиста ничем не выделяется из ряда других творческих профессий: писателя, дизайнера или же композитора. Что же тогда делать с 8-ми часовым рабочим днем? На самом деле, ничего плохого в том, что только 50-75% рабочего времени тратится собственно на работу нет: остальное время тоже не пропадает зря, посколько тратится на комуникацию (без которой любая компания и проект обречены), а также какие-то нерабочие активности, которые формируют ту самую мифическую "корпоративную культуру". И даже если этих активностей нет (фриланс) — это не значит, что: а). программист может это время потратить на работу над кодом б). программисту они не нужны (нужны, возможно, только в другой форме: социализация нужна всем).
Т.е. выходит 2 числа, характеризующие нормального программиста: максимум 6 часов (а в среднем: 4 часа) программирования в день и коэфициент 1.5 соотношения часов программирования к часам работы. И эти числа нужно принять как исходные данные, на основании которых менеджеры могут стоить какие-то предположения, оценки и методики.
Кроме того, такой взгляд разрешает для меня диллему эстимейтов: должен и может ли, вообще, их делать программист?
Функция time профилировщиков программ выдает обычно 2 числа: total time и real/cpu time. Первое значение — это фактическое время, которое прошло от старта программы до завершения. На него могут влиять такие факторы, как кеширование, ожидание ввода-вывода и т.п. А сpu time — это время, которое программа действительно выполнялась на процессоре. По-хорошему, именно это, второе время, может научиться оценивать программист: т.е. время, которое ему понадобиться для написания и отладки кода, когда он будет находится в "разогретом" режиме работы. А вот общее время — которое, на самом деле, интересует бизнес — может научиться оценивать только менеджер, беря во внимание оценки программистов (и их историческое качество), а также 100500 других факторов, которые могут повлиять на режим его работы: кеширование, своевременное заполнение пайплайнов, переключене контекста и т.д.
* Те, кто не знает, может очень быстро узнать из уст человека, который сформулировал эту концепцию (или из его классической книги Flow):